понедельник, 5 марта 2012 г.

История орловских кур

Орловские куры в настоящее время занимают одно из первых мест по популярности у разводчиков породной птицы, хотя эта удивительная по красоте российская порода знала и лучшие времена.

Вспышки интереса к этим курам были волнообразными: в периоды расцвета «орловок» можно было видеть чуть ли не у каждого охотника (так называли тогда разводчиков), но через некоторое время их забывали.

Порода неоднократно находилась на грани полного исчезновения. В птицеводческой литературе можно встретить различные объяснения такому непостоянству. Так, один из пропагандистов культурного птицеводства, настоящий знаток породной птицы И.И. Абозин объясняет спад интереса к орловским курам на рубеже ХIХ-ХХ вв. быстрым распространением в России множества иностранных пород, разведение которых поощрялось наградами на выставках. Вторая причина, по его мнению, заключалась в сложности разведения орловских - медленное развитие цыплят, их склонность к слабоногости, искривлению клюва и простудным заболеваниям. Однако, несмотря на эти трудности, истинные ценители породы никогда с ней не расставались. Благодаря им, мы и сейчас можем наслаждаться красотой этой необычной птицы.

О происхождении «орловок» много сказано в различных публикациях, однако единой точки зрения на этот счет нет и по нынешний день. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в выведении этой породы использовали малайских кур, сходство с которыми бросается в глаза при первом же взгляде на орловских. На этом единство мнений различных авторитетных авторов публикаций по птицеводству заканчивается.

Существует несколько версий о происхождении названия породы: по названию г. Орла, г. Орлова в бывшей Вятской губернии и т.д., однако наиболее вероятной представляется версия о происхождении названия «орловские» от фамилии заводчика, выведшего эту породу. Название связывают с именем графа Орлова-Чесменского, фаворита Екатерины II, известного заводчика рысистых лошадей, голубей и бойцовых кур. В статье А. Владимирского («Вестник птицеводства», 1891 г.) читаем: «По всей вероятности, малайская порода была завезена, хотя случайно, в прикаспийскую область Гилян, что весьма возможно, если принять во внимание климат Гиляна. Отсюда уже эта порода была вывезена графом Орловым под названием гилянских кур и скрещена затем с русскими ушастыми курами, носящими теперь название украинских ушанок. Породу усовершенствовали, и в конце концов она получила название орловской". Этой версии придерживается большинство авторов, впрочем, и ей есть лишь косвенные доказательства. Дополнительные осложнения в попытку проследить историю породы вносит путаница в названиях. Зачастую «орловок» называли гилянскими и даже демонстрировали под этим названием на выставках. Так описание гилянских кур в уже цитируемой мной статье А. Владимирского и их описание у другого пользующегося доверием автора - И. Герасимова («Основы промыслового птицеводства», 1914 г.) по некоторым вопросам расходятся. И.И. Абозин в книге «Птичий двор в русских хозяйствах» пишет: «Ясно, что здесь разумеются Полянские или часто называемые у нас орловскими куры». Очевидно одно: орловские куры выведены в России уже около 200 лет назад. «Дело не в названии. Во всяком случае, порода эта своеобразна и давно разводится только у нас в России. Мы, русские, впервые знакомим Европу и Америку с вели-колепной породой орловских кур.» Так писал С.Н. Худяков об «орловках» в 1901 г. («Русские породы домашних птиц»).

После расцвета орловской породы в 70-х гг. позапрошлого века наступил период забвения. К концу XIX в. орловские куры стали исключительной редкостью. И.И. Абозин в 1898 г. с огромным трудом разыскал чистопородных орловских в селе Павлово Нижегородской губернии и приобрел несколько гнезд этих кур для демонстрации на I Международной выставке птиц, проходившей в мае 1899 г. в Петербурге. В других же местах, где ранее разводили орловских, их уже не было. На выставке порода была представлена 14 экземплярами. После выставки интерес к ней стал понемногу разгораться. На II Международной выставке в мае 1906 г. в Милане были представлены орловские куры ситцевой и белой разновидностей. Они были удостоены соответственно - золотой и серебряной медалей. На Международной выставке в Турине в мае 1911 г. золотых медалей удостоены орловские ситцевые, алые и белые.

Все эти выставки пробудили интерес к русским курам и у зарубежных любителей птицеводства. В 1884 г. орловские были впервые завезены в Германию, но развести эту породу там не удалось. В 1910 г. гнездо орловских кур приобрел священник Раифт (край Дрезден, Германия). С них-то и началось разведение орловских в этой стране. Позже использовались две курицы, завезенные в Германию из Англии. 10 февраля 1912 г. в Дрездене был создан клуб по разведению орловских. В Англию они попали в 1912 г, и там тоже был создан клуб их почитателей.

А в России подъем интереса к «орловкам» продолжался недолго, и вскоре они опять стали исчезать с птичьих дворов. Лишь немногие охотники в г. Павлове продолжали заниматься разведением породы и сохранили ее во всем великолепии вплоть до 1941 г. Б.С. Антонычев, уроженец г. Павлово-на-Оке, знаток и страстный любитель породных кур, рассказывал, что на его родине многие держали породную птицу. Были минорки, плимутроки, бойцовые, но наибольшей популярностью у охотников пользовались «орловцы». В самом городе больше держали красно-пестрых (красных с белыми пятнами, следуя современной терминологии) и ситцевых, в окрестностях же Павлова предпочитали алых. Павловская популяция орловских издавна отличалась от кур, разводимых в других местах. Они были более высокорослыми, тяжеловесными, с более плотным оперением.

Сегодня каждому любителю породных кур известно имя М.Н. Винокурова. Еще до II Мировой войны начал он заниматься разведением орловских. За время войны в его птичнике исчезли орловские, и Винокуров взялся за восстановление породного стада, используя помесную птицу, которой много было в городе и окрестностях. Через некоторое время к этой работе подключился еще один птицевод в г Павлове М.И. Бабушкин. Большой вклад в восстановление орловской породы внесли также Б.С. Антонычев в Подмосковье и А. Аминев в Павлове.

«Орловки» Винокурова и Бабушкина к концу 60-х гг. по росту, весу и другим признакам были очень близки к довоенным павловским образцам, но имели и недостатки», - пишет Б.С. Антонычев в одной из своих статей. Недостатки эти заключались главным образом в отсутствии ярко-желтой пигментации клюва и плюсен. В 1974 г. Винокуров приобрел у подмосковного птицевода А.С. Блистанова орловскую курицу немецкой селекции, завезенную из ГДР. (Об этой истории подробно рассказано в выпуске 1 «ДЖиХ», 2002 г. Ред). После скрещивания ее с петухом из своего хозяйства ему удалось добиться желтого цвета клюва и плюсен, однако возникли проблемы с окраской оперения и ростом птицы. Дальнейшую селекционную работу М.Н. Винокуров вел путем отбора и подбора без дополнительного скрещивания. Более 40 лет своей жизни разводчик посвятил делу восстановления орловских. Усилиями его и других охотников порода была восстановлена.

В Германии во время второй Мировой войны орловские куры также были почти уничтожены, но несколько экземпляров все же сохранилось. Немецким птицеводам удалось быстро восстановить численность породы. Любители применяли неоднократное вводное скрещивание орловских с малайскими курами. В 1949 г. на выставке во Франкфурте уже было представлено 127 птиц этой породы. Такому быстрому возрождению ее помог, конечно, и немецкий стандарт породы. Он менее требователен к тем статям, которые считаются одними из основных при оценке кур русского типа, например, рост, вес, широкий корпус, толстые плюсны, короткий, очень сильно загнутый клюв, чересчур широкая голова.

И все же немаловажную роль в восстановлении породы в Германии сыграло мастерство немецких разводчиков, их целеустремленность и тщательно продуманный подход к разведению. Орловские куры за 90 с лишним лет разведения в Германии претерпели значительные изменения. Сравнительный анализ русского и немецкого типов породы приводил в своих статьях Б.С. Антонычев. Различия между ними весьма существенны.

При взгляде на русского орловского петуха, бросаются в глаза его мощный, сильно приподнятый в передней части, широкий и короткий корпус; длинные толстые голени и плюсны; своеобразное вздутие оперения шеи в верхней части и сужение в нижней, очень широкая лобная кость с сильно развитыми надбровными дугами, делающими взгляд птицы агрессивным; поставленный под прямым углом к линии спины хвост. Вся его внешность говорит о том, что петух полон ощущения собственной силы.

Орловский петух немецкой селекции несомненно красив, но все же проигрывает в оригинальности птице русского направления. Немецкие орловские несколько мельче, тип их телосложения более легкий, что однако положительно сказывается на жизнеспособности молодняка и продуктивности взрослой птицы. Пишут, что «орловцы» русского типа никогда не славились выдающимися продуктивными качествами, но есть сведения, что птицу алой разно-видности использовали в старину в крестьянских хозяйствах как яйценоских кур.

Ситцевые же даже в те времена были распространены меньше, и разводили их только настоящие ценители этой птицы. В наши дни различия между орловскими курами отечественной и немецкой селекции заметно сгладились.

С.Н. Худяков в 1901 г. писал об орловских: «Хорошие образцы этой породы очень крупного роста. Обыкновенно взрослый петух весит около 10 фунтов, но бывали особи в 12 и более. Нередко встречались петухи этой породы, которые могли клевать корм, положенный на край стола, но то было в старину. Теперь же таких особей не встречается». В настоящее время некоторые наши любители довели рост орловских до прежней величины, и у них нередко встречаются экземпляры, которые могут доставать корм с края стола.

В целом орловская порода восстановлена, но все же требуется серьезная племенная работа для устранения ряда недостатков. Сейчас разводят русских орловских кур ситцевой, белой, алой бурогрудой (или ореховой), гораздо реже алой черногрудой и желтой окрасок оперения. Немецкий стандарт предусматривает красно-пеструю, махагоновую (цвета полированного красного дерева), белую, черную, ястребиную, черно-бело-пеструю окраски.

Орловские куры русского типа - птица с медленным развитием. Крайне нежелательно использовать для разведения не вполне сформировавшихся годовалых кур и петухов. Тем любителям, кто желает приобрести эту породу, но не имеет навыков ее разведения, следует отдавать предпочтение двух-трех летним курам, так как экстерьер молодняка значительно изменяется с возрастом. Неспроста переярки «орловцев» всегда ценились дороже, чем молодая птица. При отборе необходимо в первую очередь обращать внимание на величину птицы, строение головы, форму тела и затем на окраску оперения. К окраске - отечественные заводчики не предъявляют столь жестких требований, но у ситцевых, например, предпочтение отдают экземплярам со светло-глинистой или кирпично-красной основной окраской пера, узкой черной разделительной полосой и крупным белым пятном. Если по экономическим соображениям все же решено приобрести цыплят, придется смириться с тем, что по их внешнему виду достаточно сложно судить о том, как будет выглядеть взрослая птица. Нужно обратить внимание и на величину пуха бороды и баков, ширину головы, толщину плюсен, толщину и степень загнутости клюва. Основная окраска пуха цыплят, в крови которых значительная примесь немецких орловских, как правило, значительно темнее, чем у потомков русских, с темно-коричневыми, почти черными полосами на спине; клюв их темно-коричневого цвета (с возрастом становится светлее). Конечно, лучше перед приобретением цыплят попросить владельца показать взрослую птицу в хозяйстве.

Лагерь поклонников орловских кур постоянно пополняется все новыми птицеводами, а все сложности разведения с лихвой компенсируются радостью от общения с этой великолепной птицей оригинальной русской породы.

Данная статья любезна предоставлена И.В. Горбуновой - главным редактором замечательного журнала Дворовая живность и хозяйство.
Журнал "ДЖиХ"№7(55) 2005 год

Взято на сайте «фермерский портал»

Комментариев нет:

Отправить комментарий